Неужели действительно можно выучиться на писателя?

«ПИСАТЬ СЛЕДУЕТ ПОТОМУ, ЧТО ТАКОВА ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. ТАК МЫ ЗАЯВЛЯЕМ СВОЕ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ ВСЕЛЕННУЮ. ПИСАТЬ СЛЕДУЕТ ПОТОМУ, ЧТО ЛЮДИ – ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА, А ПИСАТЕЛЬСТВО – МОЩНАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ МОЛИТВЫ И МЕДИТАЦИИ, ПОМОГАЮЩАЯ ГЛУБЖЕ ПОНЯТЬ САМИХ СЕБЯ, А ТАКЖЕ УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ С БОЛЕЕ ВЫСОКИМ И ГЛУБОКИМ ИСТОЧНИКОМ ВНУТРЕННЕЙ МУДРОСТИ. СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПРИБАВЛЯЕТ ЯСНОСТИ И СТРАСТИ ПРОЖИВАЕМОЙ ЖИЗНИ. ЭТО ЧУВСТВЕННЫЙ, ПРАКТИЧЕСКИЙ, ЗАЗЕМЛЯЮЩИЙ ОПЫТ. ПИСАТЬ СЛЕДУЕТ ПОТОМУ, ЧТО ЭТО ПОЛЕЗНО ДУШЕ. ПИСАТЕЛЬСТВО НАКАПЛИВАЕТ НАШЕ НАСЛЕДИЕ, ПРОЛАГАЕТ ОСЯЗАЕМЫЙ ПУТЬ В ЭТОМ МИРЕ. НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПИСАТЬ СЛЕДУЕТ ПОТОМУ, ЧТО МЫ – ПИСАТЕЛИ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, СЧИТАЕМ ЛИ МЫ СЕБЯ ИМИ ИЛИ НЕТ. ПРАВО ПИСАТЬ – НАШЕ НЕОТЪЕМЛЕМОЕ ПРАВО, ДУХОВНОЕ ПРИДАНОЕ, ЧТО ДАЕТ КЛЮЧИ ОТ КОРОЛЕВСТВА. ВЫСШИЕ СИЛЫ ГОВОРЯТ С НАМИ, КОГДА МЫ ПИШЕМ. ЗОВИТЕ ИХ ВДОХНОВЕНИЕМ, МУЗАМИ, АНГЕЛАМИ, БОГОМ, ИНТУИЦИЕЙ, НАСТАВЛЕНИЕМ ИЛИ ПРОСТО ХОРОШЕЙ БАЙКОЙ – КАК НИ ПОИМЕНУЙ, ОНИ ОБЪЕДИНЯЮТ НАС С ЧЕМ-ТО БО́ЛЬШИМ, ЧЕМ МЫ САМИ, ПРИБАВЛЯЮТ СИЛ И ОПТИМИЗМА». – ДЖУЛИЯ КЭМЕРОН, «ПРАВО ПИСАТЬ»


Существует мнение - для того, чтобы быть писателем, ничего, кроме таланта не требуется. А русский язык и литературу и так в школе проходят. Разве классики литературы специально обучались на писателей?

В Новом завете содержится «Притча о талантах», в которой говорится о трех рабах, получивших на хранение от хозяина талант серебра. Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил.

Профессия писателя ничем не отличается от других профессий, например таких, где нужно прилагать физические усилия - если ремесленник строгает, строитель складывает кирпичи, а шахтер добывает полезные ископаемые из недр земной коры, то писатель складывает слова и его мастерство будет зависеть от практики – от ежедневной работы над письмом - не быть ленивым, трудиться над собой и постоянно чему-то обучаться, узнавать новое. 

Комбинация таланта, навыков, знаний и опыта дает огромное преимущество перед другими. Это сочетание — то, что превращает пишущего человека в «мастера» и позволяет работать эффективнее. 

Действительно, учиться игре на музыкальных инструментах, балету или живописи нужно с детства и добиться успеха в этих искусствах возможно при ежедневных занятиях у станка, инструменте или мольберта. 

Хорошо, когда в творчестве ничего не ограничивает! Пишу - о чем хочу, как хочу, столько, сколько хочу... Но однажды в этот ряд встает еще одно проявление свободы: хочу - пишу, не хочу - не пишу. И свобода творчества постепенно и коварно превращается в свободу от творчества.... Сегодня я напишу мало, завтра вообще не напишу ничего, послезавтра... 

Как же научиться писать? 

Стоит начать с упражнений. Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе. Это краткая литературная форма – основа для построения больших романов. Размер эссе может быть от пары предложений до нескольких страниц. Одно из самых известных эссе – «Набережная неисцелимых» эссе Иосифа Бродского, посвященное Венеции – набережная действительно существовала в Средние века, а название ей дал госпиталь и прилегающие к нему кварталы, в которых в те времена содержались безнадежно больные жители, зараженные чумой. Эссе для писателя – также как этюд для актера, как пьесы или вокализы для музыканта. 

Не забываем ещё о таком приеме, как дневник героя. Если записывать свои повседневные переживания, а также уроки, которые ты из них извлекаешь, то будешь становиться мудрее с каждым днем. Дневник – это не просто фиксация событий. Дневник – это место, где ты их анализируешь и оцениваешь. Записки, сделанные разными нарраторами, как «Лунный камень» Уилки Коллинза - хорошо, но в ущерб стилистическому единству. Интересен прием, когда повествователь заметно изменяется по ходу действия, - «Цветы для Элджернона» Д. Киза, «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя. Но дневник может быть значимым в повествовании предметом и при этом мало цитироваться, вводя только дополнительную сюжетную линию. Как дневник дочери, тайно прочитанный матерью и процитированный матерью в ее записках («Время ночь» Л. Петрушевской). 

Предлагаем несколько принципов, которые помогут в освоении ремесла: 

1. Писать только правду. Это сложно объяснить – но врать себе нельзя, иначе люди не дураки – они увидят обман. 

2. Никакого вдохновения. Если прочесть воспоминания признанных классиков о том, как они писали, мы найдем сведения, как они настраивали процесс – записывали мысли, возвращались к тексту, работали с черновиками... Нужно не ждать, а работать – и не вдохновение придет, а текст напишешь – уже что-то будет, к чему можно вернуться и доделать, а не будут пустые мысли. 

3. За время написания текста вы обязаны сделать открытие. Если не сделали – выбрасывайте текст в корзину. Узнать что-то новое для себя, даже, казалось бы, из обыденных предметов. Если ваш текст – сплошные банальности – выбрасывайте. 

4. Нужно носить с собой блокнот. Обложится бумажками. Как сказал один философ: «Если ты возникшую у тебя мысль не записал в ту же секунду – значит уже не напишешь никогда». И не тешьте себя иллюзиями полноты головы – проверьте себя, напишите на бумаге, о чем вы думаете – сразу все станет ясно. Удачи!




Галерея

  • 1 / 8
  • 2 / 8
  • 3 / 8
  • 4 / 8
  • 5 / 8
  • 6 / 8
  • 7 / 8
  • 8 / 8

4 Мая 2020

Возврат к списку