Ритм и темп повествования

В литературе ритм — это действия, которые совершают персонажи, и то, что с персонажами происходит. Вот прочтите, как пример, отрывок из книги «Вафельное сердце» Марии Парр

«После обеда в первый день летних каникул мы с Леной провели между нашими домами канатную дорогу. Переправиться первой, как всегда, решила Лена. Она бесстрашно забралась на карниз, двумя руками схватилась за веревку, а босые ноги закинула наверх, сцепив их в замок. Тут я понял, что она вряд ли сумеет остаться в живых. Пока она карабкалась в сторону своего дома, все дальше и дальше от нашего окна, я не дышал. Лене скоро девять, и у нее сил поменьше, чем у тех, кто немного побольше.

Примерно на середине пути ее ноги, прошуршав веревке прощальное «ш-ш-шур», соскользнули вниз. И вот Лена болтается на высоте второго этажа, цепляясь за веревку только руками. У меня громко застучало сердце.

— Ой, — сказала Лена.

— Вперед! — крикнул я.

Двигаться вперед не так легко, как могут подумать некоторые, которые пялятся из окна, было мне разъяснено.

— Тогда виси! Я тебя спасу.

У меня вспотели ладони, так я думал. Я только надеялся, что у Лены они по-прежнему сухие. Страшно представить, если она грохнется с высоты второго этажа. Тут я и сообразил про матрас.

И пока Лена висела изо всех сил, я стащил с кровати папы и мамы матрас, вытянул его в коридор, столкнул вниз по лестнице, пропихнул в тесную прихожую, распахнул дверь на улицу и поволок его вниз в сад. Это был ужасно тяжелый матрас. Походя я сшиб фотографию прабабушки, и она разбилась вдребезги. Но лучше уж чтоб она разбилась, чем Лена.

По Лениным гримасам я понял, что когда я наконец появился в саду, она как раз собиралась падать.

— Ползаешь как черепаха, — просипела она сердито.

Две черные косички топорщились на ветру где-то в вышине. Я притворился, что ничего не услышал. Зависла она точно над живой изгородью. Пришлось мне положить матрас туда же. На изгородь. Не было смысла класть его в другое место.

Теперь Лена Лид смогла наконец расцепить руки и шлепнуться вниз, как перезревшее яблоко. Она приземлилась с мягким хрустом. Два куста в живой изгороди сломались мгновенно.

Я тихонько вздохнул. Сердитая Лена бушевала, выпутываясь из колючих веток испорченной изгороди.

— У, черт! Все ты, Трилле, виноват, — сказала она, выбравшись целая и невредимая»

Легкий и незамудренный язык, вначале спокойная и последовательная манера повествования, событие настолько яркое, что сразу цепляет читателя. Сейчас перед нами разобьётся ребенок! Конфликт выражается через внутренне переживание героя. Ритм тут увеличивается в зависимости от того, с какой скоростью происходят действия в произведении.

Как же нам научиться управлять ритмом? Есть хорошее сравнение, о котором можно рассказать: текст — организм (тело), существительные — скелет, глаголы — мышцы, прилагательные — жировые отложения. Чем быстрее ритм, тем более «стройным» и «спортивным» становится текст.
Чтобы ритм текста стал более динамичным, следует использовать меньше прилагательных и больше глаголов. Главное не переусердствовать. Можно увеличить ритм короткими предложениями. Ну а если же в сюжете вам нужно замедлить – добавьте описания и обратить больше внимания на детали.
Чтобы не утомить читателя слишком быстрой сменой действий или, наоборот, слишком длительным повествованием, стоит соблюдать баланс. В хорошо выстроенном сюжете динамичные сцены чередуются со статичными, позволяя человеку по ту сторону книги не слишком расслабляться и не слишком уставать от погони за сменой действий.

Если ритм — это действие вовне, то темп — это внутреннее напряжение. Допустим: многодетная мама едет с работы, сидит в вагоне метро, детей из школы нужно забрать в 18.00 Но она задержалась  (произошел сбой и поезда не ехали) Уже 17.45 И на месте она будет только через пол часа. Внешне все спокойно, но внутри она мечется.

Темпом считаются внутренние переживания, сомнения, а также душевные метания героев, возникающие под воздействием внешних раздражителей.

Темп в сочетании с ритмом — темпоритм.
Но учтите, каждый автор сам решает, каким он будет.


21 Апреля 2022

Возврат к списку