САСПЕНС

САСПЕНС

На занятиях с младшей группой (6-9 лет) пытались разобраться, что такое саспенс. Долго обсуждали, приводили примеры. Встал вопрос, как посредством художественного эффекта передать особое продолжительное тревожное состояние у читателя в своем произведении, с условием, что это не триллер.

Так вот попытаемся разобраться вместе с ними.

Если вы хотите, чтобы читатель не мог оторваться от вашего текста, проглатывал страницу за страницей, всем сердцем переживал за судьбы герое, то используйте саспенс.

Саспенс — прием, который используют для создания напряженной атмосферы. Термин происходит от английского слова suspense, что переводится как «неопределенность». Этот прием так первым назвал режиссер Альфред Хичкок.

Словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние читателя при прочтении книги. Саспенс в основном применяется в триллерах. Но бывают и исключения.

Чтобы эффект от саспенса состоялся автору нужно:

Первое - придумать такого героя и такие обстоятельства, в которых читательская симпатия к персонажу наберет наибольший градус.

Второе - драматургия - чтобы история получилась действительно интересной, герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения.

Бывает вместо саспенса используют эффект удивления. Если саспенс можно до определенной степени растянуть во времени, то удивление – это одномоментный эпизод.

Интересную работу прислал Гоша. Авторская пунктуация сохранена.

Гоша Гаврилов

«ЛИВЕНЬ.
Летом мы с мамой гуляем в разных парках Москвы. Например, в парке Горького, Екатерининском парке, на Воробьёвых горах и в других местах.

В один прекрасный погожий денек в середине лета мы с мамой гуляли в Нескучном саду (я его называю Неской). Небо было ясным и светлым, и только местами плыли маленькие, легкие облачка. Стояла жара. Изредка дул слабый ветерок. В тени деревьев была приятная прохлада. На детской площадке в деревянной крепости я играл «в рыцарей»: представлял, что вражеские рыцари пробрались в замок, а я должен найти их и выгнать. Мама мне подыгрывала, изображая вражеского латника. И ничего не предвещало беды…

Но вдруг, когда я стрелял в маму-латника из лука, на мою голову упала первая капля дождя и вторая, и третья! Мать сказала: «Брысь домой»! Но я попросил остаться доиграть, мама согласилась, и мы продолжили игру. Когда дождь уже заморосил, мама опять сказала, что надо идти домой. На этот раз я согласился. Зонтов у нас не имелось, ведь на это время дождя не обещали. Когда мы вышли из парка, дождь уже лил во всю силу. Тротуар был покрыт глубокими и широкими лужами. Мы забежали в подземный переход, где уже было много людей, попавших в такую же ситуацию, как и мы. Вскоре переход стало подтапливать, еще через некоторое время мы уже стояли в сплошной луже. В переходе было душно, тесно, мокро, но и на улице – не лучше. Мы думали, стоит ли добежать до метро под ливнем или дождаться его конца. А дождь все лил и лил. А переход подтапливало все больше и больше. И людей становилось все больше и больше. Наконец мы решили рискнуть и попробовать добежать до метро. Когда мы вышли, дождь немного стих.

Но не успели мы порадоваться, как нам преградила путь огромная лужа. Она была черная и очень-очень глубокая и перекрывала не только тротуар, но и дорогу. Вариант, как перебраться на другую сторону лужи, был один – идти вброд. Кто-то снимал обувь, чтобы сберечь ее, и переходил лужу босиком, кто-то, кто был готов к дождю, отважно проходил в сапогах, кто-то, наткнувшись на лужу, возвращался обратно, чтобы обойти по другой улице это место. Мы же пошли через лужу вброд в обуви, которая была и так уже мокрая, босиком идти не хотелось, но и отступать тоже.

Так мы добрались до входа в МЦК. В поезде мы были не единственными, кто попал под дождь. Мы позвонили папе и попросили его встретить нас и принести сапоги и зонты, потому что дорога до дома скорее всего была вся в непроходимых лужах и ручьях. Когда мы приехали, переодели обувь и вместе с папой пошли домой по полудороге-полуреке, от дождя уже не осталось и следа, поэтому зонты нам не пригодились. Придя домой, мы сели пить чай с блинами и рассказывать папе про нашу игру «в рыцарей», про переход и про лужу-гиганта».

Получилось ли воспитаннику посредством художественного эффекта передать особое продолжительное тревожное состояние у читателя в своем произведении, с условием, что это не триллер, решать вам.

А для нас Гоша просто молодец!

Некоторые обозначения терминов взяты на  litmasters.ru



Галерея

  • 1 / 3
  • 2 / 3
  • 3 / 3

21 Марта 2022

Возврат к списку